-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Очень часто родители
сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность
обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком
самостоятельно. Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста,
меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т.п. Каждая мама
знает своего малыша и легко сможет применить все задания на практике.
Несколько советов перед
началом занятий:
- Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог
смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
- Самых маленьких можно брать на колени и самим делать
массаж лица, а остальные задания – не больше пяти-семи минут в игровой
форме.
- Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не
более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
- В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже
самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
- Не старайтесь выполнить за один раз все
нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают
полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а
произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Массаж лица
Массаж лица сам по себе,
конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой
и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.
Поставьте ребеночка
перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж
лица.
1.
Подушечками пальцев
нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим,
вот как мы себя голубим...» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не
забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик...»
Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток,
ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»
2.
Легкое постукивание
подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание
осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в
противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком:
«Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!»
Артикуляционная
гимнастика
1.
Воздушный
шарик. «А какой бывает
воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный
шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.
2.
Паровозик. «А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот
так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой,
делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая
одну-две минуты в одну сторону, столько же – в другую.
3.
Улыбка. «А как мой малыш улыбается? Как он маме
улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем
трубочкой, примерно одну-две минуты.
4.
Поцелуйчик. «А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот
так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими,
раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
5.
Лошадка. «А как мы говорим лошадке «Стой»? «Тфпр –
тфпр!» – Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук,
похожий на тот, которым останавливают лошадь – тфпр-тфпр, только без перерыва и
забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем
его выполнения определитесь сами.
6.
Ротик. «А теперь давай себя погладим язычком, вот
так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.
7.
Язычок. «А давай посмотрим, у кого язычок длинней,
у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до
верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой
стороны рта.
8.
И напоследок, двумя
руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше,
растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.
После артикуляционной
гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками
гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает
поработать.
А – а – а – первый раз
произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не
получить вывих челюсти!
Аааааа – длинный звук на
одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.
Проговариваем точно так
же и остальные буквы – «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё»,
«и-и-и», «ю-ю-ю».
Тренинг на парные
согласные
(произносить несколько
минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с
напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием
этой буквы.
Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы
П – Пу-По-па-пэ-пи-пы
В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы
Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы
Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы
К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы
Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды
Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты
Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы
Ш – Шу-шо-ша-шэ-ши-шы
З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы
С – Су-со-са-сэ-си-сы
Чем хороши эти и
подобные занятия – их можно проводить в игровой форме, где угодно: в
поликлинике, в самолете, идя по улице.
Мелкая моторика напрямую
связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка,
т.к. в них находятся точки, отвечающие за это.
Можно брать не очень
жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:
Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку
(маленького мальчика)
говорить научат!
А также занимайтесь с
ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите
поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для
развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).
Если мама будет уделять
развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное –
правильно, научится говорить.
Поделиться в социальных сетях: